Блог

Эффективное управление временем в семи частях. Часть 2. Постановка целей

В предыдущей части мы кратко прошлись по базовым понятиям (Часть 1. Базовые понятия), теперь переходим к стадии постановки целей. Перечислим основные методы данной стадии.

1. Выделение приоритетов.
Определение наиболее важных сфер деятельности. Данный метод основан на максимальном использовании сложившихся у человека представлений о своей жизни, предпочтениях, особенностях восприятия окружающего мира и привитых в процессе воспитания навыков. Метод заключается в систематической постановке вопросов о желаемых достижениях в различных сферах деятельности, о выборе самих сфер, в формировании перечня характеристик, которые должны появиться у человека через определенный период. Необходимо письменно зафиксировать ответы на такие вопросы как:
  • Какие области деятельности меня интересуют больше всего?
  • Каких результатов я хотел бы достичь через 5, 10 лет и далее?
  • Что из этого является для меня самым важным, а что второстепенным?

2. SWOT-анализ
Выделение приоритетов зачастую удобнее делать, используя в качестве дополнительного средства так называемый SWOT-анализ (от первых букв английских слов Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы). Данный метод позволяет выделить те направления деятельности, которые могут принести наибольший результат, доставить наибольшее удовлетворение, а также выявить те проблемы, которые необходимо разрешить или изолировать. Сам метод заключается в формировании перечня сильных и слабых сторон, имеющихся возможностей, возможных угроз и поиск наиболее благоприятного пути дальнейшего развития.

3. Выделение уровней целей
После выделения основных приоритетов и, возможно, дополнительного их анализа, необходимо построить иерархию целей. Цели верхнего уровня (стратегические), как правило, формируются на долгосрочный период (5 лет, 3 года, год) и могут охватывать сразу несколько областей деятельности. Цели нижнего уровня (тактические) чаще всего бывают более краткосрочными (квартал, месяц) и охватывают какую-то отдельную область деятельности. Стратегические цели отвечают на вопрос о том, чего нужно достичь за определенный промежуток времени. Тактические цели, как правило, раскрывают и детализируют стратегические цели в различных плоскостях, отвечая на вопрос, каким образом будут достигнуты стратегические цели.

4. SMART-анализ
Метод SMART-анализа (от первых букв английских слов Specific – конкретный, Measurable – измеримый, Assignable – обоснованный, Realistic – реалистичный, Time related – определенный во времени) позволяет еще раз проанализировать цель с точки зрения следующих показателей:
  • Имеет ли она четкий и конкретный результат?
  • Является ли она измеримой?
  • Является ли она действительно необходимой?
  • Достижима ли она в принципе?
  • Каковы сроки ее достижения?

Если при таком анализе удается получить четкие ответы на все вопросы, то скорей всего данная цель действительно может быть поставлена. Если же в процессе SMART-анализа возникают сомнения по каким-либо параметрам, то скорей всего есть смысл еще немного поразмышлять и, возможно, немного скорректировать конечную формулировку цели.

В следующей части мы рассмотрим стадию планирования (Часть 3. Планирование)
Самообучение