Блог

Навыки предпринимателя в 4 частях. Часть 1. Работа с большими объемами информации

Несмотря на то что количество информации вокруг нас растет весьма быстрыми темпами, современные школы и институты в подавляющем большинстве своем продолжают работать по тем же самым методикам, основа которых создавалась еще для прошлых и позапрошлых поколений. В результате на школьников и студентов ложится всё большая нагрузка, так как увеличивается количество исходных данных, которые необходимо обрабатывать во время учебного процесса. Эта проблема осознается и отдельными преподавателями, которые в попытке предоставить своим ученикам как можно более объективную и разностороннюю информацию вынуждены находить дополнительное время для проведения предварительного анализа самых различных ее источников.

Разумеется, у нас с вами может возникнуть вполне закономерный вопрос: почему же за все эти десятилетия наши школы и институты не внедрили в базовую программу специальные методики для быстрой обработки информации? Ведь такие методики существуют уже давно и в самых разных странах. Этот вопрос «висит в воздухе» уже много лет, и на него нет какого-то логичного ответа. Проще всего предположить, что бюрократическая машина не способна пропустить на самый верх что-то действительно инновационное до тех пор, пока все ее элементы не будут активно использовать эти самые инновации в своей деятельности.

Так или иначе, продолжая увеличивать объемы поступающей информации и не предоставляя каких-либо методик для ее быстрой обработки, мы создаем угрозу полной потери интереса к самостоятельным изысканиям у новых поколений школьников и студентов; к тому же объективность заключений, к которым они приходят, снижается из-за анализа лишь малой части источников исходных данных.

В наши дни уже в средней (а иногда даже и в начальной) школе современные ученики активно используют компьютеры не только для поиска и чтения информации, но и для подготовки собственного материала (рефераты, эссе и т. п.). Так почему же до сих пор никто не догадался внедрить обучение технике слепого набора в школах и институтах? Когда, если не в детском и подростковом возрасте, осваивать данную методику наравне с письмом на бумаге (или даже вовсе исключая бумагу)? Тем более что сам процесс обучения может протекать в форме игры и не занимает значительного количества времени. Зато после освоения данной техники взаимодействие с компьютером выходит на совершенно другой уровень, позволяя концентрироваться на качестве производимого материала, не отвлекаясь на рутинные операции ввода текста с клавиатуры.

Сложно представить, но ведь и наши преподаватели в подавляющем большинстве своем не видят острой необходимости в этом. Навык письма на бумаге задействует только одну руку, предполагает необходимость занимать чаще всего достаточно специфическую и неудобную позу, тогда как слепой набор на клавиатуре предполагает равноценное использование обеих рук, возможность сидеть ровно, смотреть прямо, да и существенно экономить время при написании текста. Более того, если вспомнить о творчестве, то слепой набор на клавиатуре можно в какой-то степени сравнивать и с игрой на фортепиано, например (с тем отличием, что вместо звуков и мелодий у нас рождаются слова и предложения).

Можем ли мы надеяться на то, что уже в ближайшее время ситуация изменится и новое поколение детей с самого начала будет обучаться различным техникам работы с информацией? Конечно же да, ведь надежда — это лучший способ ничего не делать. Ну а если серьезно, то, вероятно, пройдет еще 2 десятилетия, пока данные навыки признают частью базового образования, если этому не помешают непредвиденные обстоятельства. Однако за это время мы получим принципиально новые технологии, которые снова поставят под сомнение кажущиеся сегодня актуальными вещи.

Если в случае со слепым методом набора на клавиатуре большинство читателей более-менее представляют суть (все мы хотя бы раз видели людей, которые могут печатать с очень большой скоростью, не глядя при этом на клавиатуру), то быстрая обработка информации может вызвать вопросы, и поэтому мы поговорим об этом немного подробнее.

Из всех основных типов информации, поступающей к нам (текстовая, видео, аудио), именно текстовая информация наиболее хорошо поддается быстрому усвоению, в отличие от любой другой. При кажущейся большей информативности видеоряда, на самом деле мы получаем лишь избыточность данных, не будучи в состоянии каким-то образом увеличивать скорость их обработки или применять фильтрацию.

Мы часто можем слышать мнение, что вместо прочтения книги гораздо проще посмотреть фильм и сэкономить время. Тем не менее на практике фильмы содержат лишь поверхностный срез, отражают общее содержание книги, к тому же предварительно пропущенное через сознание режиссера, оператора и актеров, а также лишены многих важнейших деталей, которые пытался донести писатель. Помимо этого, в подавляющем большинстве случаев мы можем увидеть фильмы, снятые по весьма популярным книгам, а популярность всё реже и реже может отражать реальную степень ценности того или иного материала. Если же говорить не о художественной литературе, то ждать выпуска соответствующего фильма можно слишком долго, в итоге так и не дождавшись никогда.

Таким образом, основным источником данных для нас по-прежнему является текстовая информация, количество которой уже давно растет нелинейно. Первые публичные тренинги на тему повышения эффективности обработки текстовой информации состоялись почти сто лет назад, а исследования, на которых они базировались, начались еще раньше. Сама по себе методика, представленная в наши дни, мало чем отличается от того, что было в прошлом, и состоит всего лишь из нескольких базовых инструментов, главными из которых являются подавление внутренней артикуляции (субвокализации), расширение поля зрения и концентрация внимания. Кроме этого, есть и другие вспомогательные составляющие, однако именно подавление внутреннего проговаривания при чтении очень быстро дает весьма ощутимый эффект.

Мы не будем детально описывать принципы работы самой методики, равно как и приводить список рекомендуемых упражнений для ее освоения. Все это пытливый читатель без труда найдет на просторах Интернета. Тем не менее мы должны обсудить вопросы применения данной методики на практике в нашей жизни.

В большинстве случаев, говоря о методах быстрой обработки текстовой информации, используют термин «быстрое чтение», и зачастую это сбивает многих людей с толку. Услышав про известных рекордсменов, обладающих невероятной скоростью чтения, многие с большим скепсисом воспринимают такие результаты, пытаясь исходить из своего личного опыта. Однако в реальности не стоило бы сравнивать традиционное чтение с тем, что многие по инерции называют быстрым чтением. Как мы понимаем, главным требованием к результату чтения является способность в дальнейшем оперировать той информацией, которая была прочитана. А эта способность напрямую связана с функцией памяти. Чем лучше развита память, чем бо́льшие объемы информации в единицу времени могут быть усвоены нашим сознанием, тем с большей скоростью могут подаваться новые ее порции.

Наш мозг является весьма адаптивным инструментом, и если, например, поместить человека в условия, при которых он сможет читать только в ускоренном темпе, то через некоторое время его способности по переработке информации начнут возрастать, причем предел этого роста не известен, ведь пока только малая часть людей пытается применять данную методику в своей практике. Добавляя к необходимости быстро перерабатывать информацию дополнительные упражнения по развитию памяти, мы можем постепенно добиваться всё более быстрого и качественного усвоения данных. По большому счету, можно сказать, что быстрая обработка текстовой информации мало чем отличается от произвольного вида спорта. Регулярные тренировки нужных «мышц» в конечном итоге гарантируют существенный прогресс в любом деле. Массовое же увлечение любым видом спорта в обществе с течением времени дает новые рекорды и новых чемпионов.

Именно эти рассуждения могли бы быть взяты за основу при попытках приписать быстрому чтению потерю удовольствия или качества усвоения материала. Профессиональный бегун прекрасно успевает рассмотреть все вокруг, когда бежит на своей средней скорости, однако при этом мало кто может его догнать.

Несложно предположить, что более раннее и более массовое освоение методик ускоренной обработки информации могло бы обеспечить нам существенный интеллектуальный прирост. Выработанные в раннем возрасте привычки прочно внедряются в жизнь, определяя во многом наш конечный потенциал.

Во времена первых курсов по скорочтению никто и понятия не имел, что книга может быть электронной, и до сих пор мы видим огромное количество книжных магазинов, полки которых уставлены сотнями и тысячами томов. Однако, к счастью для новых поколений, все эти книги сегодня доступны онлайн. Ведь для того, чтобы поддерживать интеллектуальную форму, потребуется регулярно читать хотя бы по книге в день, и постепенно на это будет уходить всё меньше и меньше времени. Секунда-две на страницу — вот тот самый ориентир, к которому можно было бы стремиться новому поколению читателей. В этом случае наш интеллект еще сможет хотя бы какое-то время конкурировать с искусственным.

Часть 2. Медитация и концентрация
Самообучение