Блог

Что делать, если ресурсы простаивают?

Нередко в компании возникает ситуация, когда какие-либо ее ресурсы начинают простаивать. Конечно, в первую очередь мы обращаем внимание на ресурсы производственные. Если сбыт работает недостаточно хорошо или же сами производственные процессы не сбалансированы, то в какой-то момент собственник может обнаружить, что люди бездельничают значительную часть времени, а продукция или услуги не могут найти своего покупателя.

Надо еще раз на всякий случай заметить, что мы достаточно широко используем термин производство, понимая, что это может быть и работа за станком, и реализация какой-либо услуги. Так или иначе есть люди, которые занимаются созданием чего-то, за что клиент платит деньги. Также надо сказать, что с точки зрения компании, ее продукцию (услуги), равно как и трудовое время всего персонала, нужно считать ресурсом.

Когда мы рассматриваем излишки продукции (услуг) исключительно в контексте базовой деятельности компании, то нередко можем столкнуться с тупиковой ситуацией. Встал сбыт - встало производство. При этом иногда конечно же можно достаточно быстро выправить продажи и вопрос излишков ресурсов будет закрыт. А если нет, если, например, сбыт в текущем его виде встал надолго или же логистика не позволяет обеспечить полный цикл производства?

В таких случаях стоит посмотреть на простаивающие ресурсы шире, не фокусируясь на тех видах деятельности, которые осуществляла компания до этого. Перед собственником стоит дилемма - быстро сократить производственные мощности до того минимума, который обеспечен сбытом или уже через несколько месяцев (а то и недель) потерять всю компанию целиком. Вот эту дилемму нужно расширить, получив еще хотя бы несколько рабочих вариантов.

Когда излишки уже начали образовываться, их не реализация в положенный срок в любом случае ляжет определенным финансовым бременем на владельца компании. Поэтому стоит мысленно смириться с потерями, но найти способ извлечь определенную тактическую или стратегическую выгоду в сложившихся условиях.

Очевидно, невозможно смоделировать такую реальную ситуацию, которая подойдет для всех предпринимателей, однако, чтобы направить мысли читателей, мы приведем несколько общих примеров.
  1. Бесплатно кому-нибудь передать не реализуемую продукцию (услуги) и провести на этом маркетинговую кампанию.
  2. Разобрать продукцию (услуги) на более мелкие составляющие и найти рынки сбыта для них.
  3. Найти партнера, который сможет быстро дополнить продукцию (услуги) таким образом, что образуется новый рынок сбыта для совместного предприятия.
  4. Самостоятельно переработать свою продукцию (услуги) и выйти на новые рынки сбыта.

Помимо производственных в компании всегда есть и другие ресурсы, которые могут простаивать сами по себе по различным причинам. Сотрудники бухгалтерии, например, вне отчетного периода нередко работают достаточно расслабленно, если вообще работают. Подобные свободные часы наверняка можно использовать для общей пользы (например, обучаться или подключаться к другим процессам компании).
Кейсы