Блог

Как из странички в VK сделать шаг в большой бизнес?

Благодаря социальным сетям предприимчивые люди получили прекрасный шанс начать свой бизнес с нуля практически без стартовых вложений. Еще вчерашний студент или наемный работник в считанные месяцы или даже недели может стать звездой на какой-либо площадке, сформировав лояльную базу подписчиков, готовых покупать.

В последние годы мы видели немало подобных примеров, Instagram и YouTube дали возможность представить свою продукцию и услуги людям из самых разных регионов. В некоторых случаях рост продаж был таким быстрым, что сложно было поверить в реальность происходящего. Но затем Instagram был заблокирован, а YouTube замедлен.

Настоящий предприниматель никогда не сдается, и поэтому многие владельцы заблокированных аккаунтов быстро начали переключаться на российские социальные сети. Наиболее подходящим аналогом, разумеется, стала ВКонтакте. В каком-то смысле больше повезло тем, кто еще не успел обрести большую популярность на иностранных площадках, а потому не растратил свой потенциал на излишние переживания и разочарования. Иногда начинать с нуля проще, чем спешно пытаться отстроить все заново, теряя уже наработанные показатели и возвращаясь к истокам.

Теперь всем стало абсолютно понятно, что рассчитывать на стабильность заработка, ориентируясь только на одну конкретную площадку, даже самую известную, слишком рискованно. Каковы гарантии, что наш аккаунт не будет заблокирован, что сеть не будет перепродана другому игроку с иными планами по монетизации, что она не окажется банкротом в конце концов? Подобные рассуждения можно использовать и при работе с маркетплейсами. Любой посредник действует прежде всего в своих интересах, а такие желающие как мы найдутся всегда.

Если бизнес-модель, которую мы начали реализовывать с использованием социальной сети, оказалась успешной, то не стоит расслабляться и ждать, когда реализуются внешние риски, гораздо лучше действовать на опережение. Получив тысячи или десятки тысяч лояльных подписчиков, необходимо заранее продумывать и запускать альтернативные каналы продаж и продвижения. Пусть сейчас они не будут приносить основные деньги, но смотреть в будущее станет немного проще.

Тестировать альтернативные способы всегда лучше, когда основной источник продаж функционирует стабильно, ведь в этом случае мы всегда можем позволить себе совершить одну или даже несколько ошибок. Нужно сделать тот самый шаг из своей странички в реальный мир и посмотреть, как он будет нас принимать.

Неважно, что мы продаем во ВКонтакте, товары или услуги. И в том, и в другом случае у нас есть главное – покупатели, а это значит, что нужно как можно больше о них узнать. Где они проживают, сколько им лет, чем занимаются, почему покупают у нас, готовы ли они покупать другим способом? Ответив на эти вопросы, можно начинать планировать следующие шаги – выбирать определенную группу потребителей и выводить ее из-под риска. Конечно, проще начинать с других онлайн методов продвижения и продаж, так как это сопряжено с меньшим риском. В одной из предыдущих статей мы уже приводили достаточно полный список вариантов (см. статью Все ли доступные инструменты продаж и продвижения задействует ваша компания?), поэтому в этот раз не будем подробно на этом останавливаться.

Бывают такие случаи, когда через социальную сеть мы продаем продукт или услугу, которая совершенно однозначно может быть представлена в реальном мире. Это может быть магазин, салон услуг и все что угодно еще, где потребители будут вступать с нами в физический контакт. Также возможна ситуация, когда такой вариант предоставляет небольшая трансформация исходной идеи.

Приведем конкретный пример. Допустим, мы продаем кулинарные курсы, которые пользуются большой популярностью. Например, учим готовить десерты по авторским рецептам и четко видим, что в результате у нас получается создавать уникальные и пользующиеся спросом блюда. В данном случае напрашиваются следующие вопросы:
  • Можем ли мы продавать нашу продукцию в розничных магазинах или кулинариях (если обеспечим необходимое производство и логистику)?
  • Можем ли мы открыть собственную кофейню (а потом реализовать модель франчайзинга) или же предложить нашу продукцию другим ресторанам и кафе?
  • Можем ли мы запустить сервис доставки десертов в каком-либо регионе?
  • Чего больше хотят наши подписчики – готовить самостоятельно или получить результат от нас в том или ином варианте?
  • Можем ли мы вывести в отдельное направление сервис подписки на наши видео рецепты, добавив перевод на другие языки и соответствующую локализацию ингредиентов?
  • Если мы успешны в мастер классах по кулинарии, то может быть нам стоит попробовать зайти и в другие сферы? Ведь в этом деле самое главное – умение профессионально и красиво подавать информацию, в какой бы области она ни лежала.

Как мы видим, задаваемые вопросы выходят за грань простого расширения каналов продвижения и продаж с целью снижения рисков зависимости от нашей странички. Речь идет уже о настоящей диверсификации. Однако в итоге именно это может заставить нас сделать тот самый шаг навстречу большому бизнесу.
Кейсы