Блог

Аптека – как заработать на здоровых пациентах?

Аптечный бизнес развивался очень бурно последние годы. Если посмотреть вдаль на улице, то наверняка можно увидеть хотя бы один зеленый светящийся крестик неподалеку. Помимо этого, хорошо развита онлайн торговля. Не так давно начали разрабатывать законодательную базу для продажи даже рецептурных препаратов при наличии электронного рецепта у покупателя. В частности, в 2020 году был принят закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций РФ, после чего появилась возможность для запуска подобной услуги в ряде пилотных регионов.

Не удивительно, что первым крупным игроком, решившим заработать на этом, стала компания «Ozon». Ведь вся необходимая информационная инфраструктура для этого уже давно была создана и вопрос был лишь в необходимых разрешениях от государства.

И что же тогда получается, онлайн торговля лекарствами может уже очень скоро вытеснить всех физических игроков с рынка? Зачем идти в аптеку, контактируя с потенциальными переносчиками различных заболеваний, если практически все препараты теперь можно купить онлайн?

Каким образом конкурировать небольшим аптекам или даже крупным аптечным сетям, когда их расходы на аренду и заработную плату персонала могут быть заведомо выше по причине необходимости содержать физические точки продаж на улицах с большой проходимостью?

Хорошей новостью является то, что крупные интернет-гиганты типа «Ozon» все-таки достаточно неповоротливы, чтобы быстро изменять свою бизнес-модель, к тому же расходы на информационную инфраструктуру очень велики. Для справки, финансовый убыток «Ozon» за 2021 год составил почти 57 млрд рублей. Кто знает, может они еще и обанкротятся с сегодняшним уровнем ставок ЦБ.

Значит нам нужно действовать максимально быстро, буквально бежать без оглядки, и тогда, может быть, мы успеем еще заработать какие-то деньги. Но ориентироваться, конечно, стоит на перспективу постепенного отказа от физических аптечных пунктов продаж.

Давайте накидаем несколько идей, которые позволят выделиться среди конкурентов. Если уж у нас есть реальная физическая аптека, то нужно сделать так, чтобы она была постоянно наполнена людьми. В этом случае нам будет кому продать больше товаров и услуг.
  1.  Какие поликлиники и медицинские центры есть поблизости, какие болезни они лечат и на какой базе препаратов строят свои схемы лечения? Цены на эти препараты можно максимально снизить, чтобы каждый пациент, вышедший от врача, сразу шел в нужную аптеку.
  2.  Большинство аптек в наше время зарабатывают деньги тогда, когда болеют люди. А что будет, если все люди вдруг перестанут болеть? Зачем тогда они пойдут в аптеку? Наверное, чтобы продлить свое долголетие, получить бесплатный профессиональный совет и приобрести какое-нибудь средство, продляющее активный период их жизни. Можно сфокусироваться на редких и дорогих препаратах, нанимая при этом профессиональных консультантов, способных их продавать.
  3.  Каждый посетитель, вышедший из аптеки, должен настолько остаться довольным своим посещением, что направить потом туда всех своих даже здоровых друзей, знакомых, родственников и коллег. Для этого можно оснастить зал каким-то набором аппаратуры, позволяющей собирать показатели физического состояния и выдавать рекомендации. Оборудование не обязательно должно быть дорогим, к тому же наверняка его можно получить бесплатно от поставщиков, которые потом будут получать прибыль от продаж в вашей аптеке.
  4.  Сегодня каждому пациенту государственной и частной клиники заводят электронную карту. Интегрировавшись с соответствующей базой данных, можно мгновенно получать информацию о назначенных препаратах и осуществлять их доставку по нужному адресу.
  5.  Некоторые аптеки уже разработали мобильные приложения, которые позволяют делать покупки чуть более удобно, чем интернет-магазин. Тем не менее пока еще никто не подумал о том, что у многих пациентов есть умные часы, которые получают немало информации о своем владельце. Эта информация может стать источником рекомендаций и плацдармом для новых продаж.
  6.  Помимо медицинских центров, аптеки могут работать в связке с фитнес центрами, спортивными клубами и прочими организациями подобного типа. Спортсмены потребляют спортивное питание и витамины.

Что бы вы ни придумали, главный акцент сегодня необходимо делать на создании принципиально иного стандарта качества в обслуживании посетителей. Ну а если идея нравится, но не ясно каким образом можно реализовать ее на практике, то мы всегда сможем помочь.
Идеи