Блог

Навыки предпринимателя в 4 частях. Часть 2. Медитация и концентрация

Встречая термин «медитация», мы в большинстве случаев воспринимаем его как одно из эзотерических понятий, хотя на самом деле это слово образовано от латинского meditatio, что в переводе означает «размышление». Если углубиться в этимологию, то в некоторых источниках можно обнаружить, что слово пришло к нам из Торы, которая когда-то была переведена с иврита на латинский язык, превратившись в Библию. Постепенно этот же термин стал применяться в отношении восточных духовных практик, объединив в своем значении целое множество методов, используемых в различных уголках земного шара.

Рассматривая медитацию в качестве процесса размышления, мы не можем не согласиться с ее крайней полезностью для людей. Способность к сознательному размышлению является весьма важным отличительным признаком человека. Однако, как можно догадаться, существуют различные способы этого самого размышления. В большинстве случаев оно сопровождается проговариванием внутри себя (бесшумная артикуляция, которую мы уже обсуждали ранее) той информации, которая анализируется и обдумывается. Иногда доходит даже до того, что мы можем встретить на улице человека, который попросту разговаривает сам с собой вслух, вероятно, рассуждая таким образом на какую-то волнующую его тему. В этом случае скорость мысли практически всегда ограничена скоростью речи, или артикуляции, однако обеспечивается логический подход и сохраняется стройность и последовательность мыслительного процесса; мы могли бы условно назвать это западным типом медитации, или размышления. Отрицательным моментом является то, что в процессе артикуляционного мышления концентрация может быстро пропадать, а наши мысли при этом начинают ходить по кругу, не генерируя каких-либо новых идей, но создавая много шума в голове и сильно утомляя в конечном итоге. 

Иногда мы можем захотеть увеличить скорость своего мышления, а также избавиться от голоса (а иногда и нескольких голосов), назойливо комментирующего что-то у нас в голове. В этом случае нам нужно каким-то образом остановить бесконечный речевой поток, который непрерывно артикулируется в гортани, дублируя ход наших мыслей. Другой тип медитации, или размышления, условно называемый нами восточным, предлагает дополнительные методы, направленные в первую очередь на остановку артикуляции. И методы эти, помимо отключения артикуляции, предполагают также существенное повышение концентрации.

В простейшем случае речь может идти о непрерывном наблюдении за своим собственным дыханием, что переключает внимание с непрерывного внутреннего диалога и позволяет на некоторое время добиться тишины в своей голове. Отрицательным моментом такого типа размышления является определенная сложность, заключающаяся в необходимости выработки некоторых новых привычек.

В контексте наших дальнейших рассуждений наиболее правильно было бы рассматривать термин «медитация» для обозначения совокупности техник, направленных на развитие способности к концентрации внимания на чем бы то ни было. Когда мы размышляем о чем-то, то делаем это с определенной целью — прийти к какому-то решению. При этом зачастую многие могут невольно попасть в своего рода ловушку, думая, что долгое размышление может обеспечить лучшее решение. Вместо этого мы могли бы предположить, что лучшее решение может дать только большее количество информации. Когда мы испытываем сложности в принятии решений, то связано это в первую очередь с нехваткой данных. В этой связи, вероятно, гораздо полезнее вместо длительных и утомительных размышлений сформулировать конкретные потребности в информации и затем удовлетворить их. В подавляющем большинстве случаев уже в самом процессе ознакомления с новыми данными необходимое решение может быть выработано само собой.

Мы не будем слишком глубоко рассматривать существующие техники медитации, считая вполне достаточным периодически слушать свое дыхание в произвольные моменты времени как во время движения, так и в состоянии покоя. Постепенное формирование данной привычки, пусть даже и на совсем короткие промежутки времени, без сомнения, позволит позднее принять самостоятельное решение о необходимости дальнейшего углубления в данный предмет. Добавим также, что даже элементарные многократно повторяющиеся однообразные физические упражнения (включая бег, плаванье и многое другое) порой позволяют достичь хорошего уровня концентрации, если во время их выполнения обращать внимание на свое дыхание, попросту слушая его, как можно слушать любой другой внешний звук.

Интересно отметить, что при достижении определенного уровня концентрации внимания, которая практически неизбежно наступает в моменты прослушивания собственного дыхания, когда внутренняя артикуляция начинает угасать, мы переходим от речевого мышления к образному. Различные фрагменты образов, спонтанно появляющиеся и исчезающие перед нашим внутренним взором, резко расширяют горизонт мышления и стимулируют генерацию самых различных идей — как имеющих отношение к нашему предмету размышления, так и нет. Чтобы направить этот процесс дальше в нужное русло, может потребоваться вновь и вновь возвращать себя к осознанию той медитативной техники, которая лежит в основе концентрации, т. е. в простейшем случае вспоминать, например, о необходимости слушать свое дыхание.

Внутренняя артикуляция преследует нас всю жизнь с самого детства, и полное избавление от нее — достаточно сложная задача, неподвластная даже многим продвинутым практикам различных медитативных техник. Тем не менее добиться нескольких секунд тишины в собственной голове не так уж и сложно, и для этого может потребоваться всего лишь несколько минут, а иногда и секунд. Когда состояние такой тишины наступает и осознается нами в первый раз, мы начинаем понимать, чем оно отличается от регулярного состояния сознания. И теперь, когда своего рода цель обозначена, любая короткая, но регулярная практика постепенно обеспечит нас гарантированным краткосрочным переходом в это состояние.

Со временем, хотя бы периодически слушая свое дыхание, мы можем постепенно научиться запускать так называемое силовое подавление артикуляции. Всего один контролируемый вдох–выдох — и мы уже переходим в несколько иное состояние восприятия, значительно повышая уровень своей концентрации. Данный механизм может использоваться в качестве своего рода стартера, давая возможность последующему запуску более глубоких процессов.

В предыдущей части «Работа с большими объемами информации» мы уже обсуждали артикуляцию и помним, что она являлась главным фактором, мешающим ускорению восприятия текстовых данных. Именно по этой причине мы, в том числе, снова вернулись к этому вопросу. Умение хотя бы даже и на короткий момент времени блокировать внутреннее проговаривание является, без преувеличения, одним из важнейших навыков в условиях стремительного роста объема данных вокруг нас.

В некоторых случаях для блокирования артикуляции применяются методики выстукивания специфического ритма, сбивающего работу нашего сознания и парализующего внутреннее проговаривание. И надо отметить, что такое выстукивание для многих людей может оказаться более простым способом концентрации внимания, чем контроль дыхания. Выстукивание ритма, с нашей точки зрения, можно было бы считать выдающейся техникой динамической медитации, к тому же напрочь лишенной какого-либо эзотерического подтекста, а значит, не вызывающей отторжения у скептически настроенных людей. Если же объединить выстукивание ритма и наблюдение за дыханием, то концентрация может достигать очень высокого уровня, полностью блокируя внутренний речитатив на весь период выполнения такого рода упражнений.

Помимо значительной пользы в процессе обработки информации, медитацию в целом можно рассматривать в качестве механизма, гармонизирующего внутренние процессы организма. И хотя современная медицина всё еще обходит данную тему стороной, на этот факт обращают внимание в первую очередь технологические компании, постепенно выводящие на рынок всё больше и больше различных устройств и сопутствующего программного обеспечения. Это неудивительно, так как именно люди, много работающие в данной сфере, заинтересованы в поиске подходов по снятию усталости от информационного перенасыщения, равно как и способов обуздать невероятное информационное многообразие.

Несложно предположить, что, продолжая постоянно задействовать нашу выработанную с детства внутреннюю артикуляцию, мы, скорей всего, существенно снижаем собственную адаптивность к окружающим условиям, в значительной мере нивелируем изначально данные нам природой возможности и, что самое главное, лишаем себя громадного удовольствия познания. Осознать всю прелесть полета можно, лишь однажды взлетев. Но, глядя снизу на парящих птиц, можно бесконечно долго рассуждать о тех неудобствах и опасностях, которые, вероятно, поджидают их в небе.

Часть 1. Работа с большими объемами информации
Часть 3. Мотивация
Самообучение