Блог

Сколько стоит идея?

Сегодня немного философии. Нередко возникает ситуация, когда один человек рассказывает свою бизнес-идею другому, а потом видит, как ее в точности воплотили в жизнь. Возникает конфликт, в ходе которого автор пытается доказать, что он должен получить вознаграждение. Давайте разберемся, сколько на самом деле может стоить идея.

По логике вещей идея не может стоить больше, чем время, затраченное на ее генерацию, а значит речь идет о нескольких секундах того озарения, которое нас внезапно посетило. Если же мы долго думали и даже оформили свои мысли в виде бизнес-плана, то тогда конечно можно говорить о затратах в несколько дней или даже недель.

Но кто же даст гарантии, что идея сработает и принесет деньги тому, кто попытается ее воплотить? Никто не вспоминает про те случаи, когда неудачная реализация не только не принесла прибыли, но и забрала все заработанное до этого. Почему-то в такие моменты авторы идеи не приходят к нам с предложением компенсировать убытки. Вместо этого они говорят, что мы неправильно поняли ход их мыслей и сделали все не так как было нужно. Зато в случае удачи они уверены, что мы действовали ровно так, как они нам и советовали, а потому заслуживают доли в нашем успешном с их подачи деле.

Если кто-то убеждает нас в том, что та или иная идея заслуживает немедленной реализации, то почему бы нам не предоставить им возможность сделать все самостоятельно и за свой счет. Кто придумал, тот и сделал. При таком подходе сразу отпадут споры на тему стоимости идеи, а гениальный автор получит заслуженное вознаграждение.

В этой связи хотелось бы упомянуть и о консалтинге. Когда в нашу компанию приходит чужой консультант (пусть даже гениальный) и начинает давать советы, как все изменить, то возникает желание отправить его куда подальше. Консалтинг в чистом виде вряд ли может считаться удачным вложением денег. Любая самая совершенная бизнес-модель должна быть реализована на практике и принести конкретные финансовые выгоды, прежде чем сможет быть признана успешной.

Грамотный консультант прежде всего старается оценить не столько саму идею или модель, но просчитать вероятность, с которой в данных обстоятельствах ее можно реализовать (зрелость компании, готовность собственника к переменам, стремление менеджмента к личностному и профессиональному росту, необходимые финансовые ресурсы и т. д.). И если такая вероятность невысока, то и предлагать лучше ничего не надо. А если высока, то тогда можно поучаствовать и в реализации.

Возвращаясь к исходной теме, хочется сделать вывод, что ни одна идея не стоит ровным счетом ничего. В голове каждого предпринимателя рождается по несколько бизнес идей в неделю (или даже в день), но какую часть из них он воплощает? Возможно, единственным мерилом гениальности нашей идеи является наша же способность ее реализовать. Когда мы создаем что-то гениальное, то это значит, что сама задумка была действительно хороша.
Размышления